И частицы, и волны!

В течение полутора веков ни одна из двух теорий света не могла одержать убедительной победы над другой. Но в 19-м веке волновая теория света начала «одерживать верх». Выяснилось, что некоторые световые явления можно объяснить только с помощью волновой теории, а затем на опыте была установлена электромагнитная природа световых волн.

И сторонники корпускулярной теории света сдались: пришлось признать, что ошибаться мог даже великий Ньютон.

Но дальнейшее развитие событий оказалось неожиданным.

Так случилось, что в конце 19-го века один и тот же ученый практически в одно и то же время получил опытные подтверждения как волновой, так и корпускулярной теории света!

Этим ученым был уже известный вам Генрих Герц. Подтвердив на опыте, что свет представляет собой электромагнитные волны, он тут же обнаружил, что свет может выбивать электроны из металла. Это явление назвали фотоэффектом. Объяснил законы фотоэффекта Альберт Эйнштейн, предположив, что свет обладает свойствами частиц. Более подробно мы расскажем об этом в § 25. Фотоэффект.

Так выяснилось, что Ньютон, настаивавший на корпускулярной природе света, оказался прав. Но прав оказался и Гюйгенс, считавший, что свет имеет волновую природу!

Двойственная природа света оказалась для физиков «крепким орешком»: только в 20-м веке общими усилиями ученых нескольких стран была построена теория, которая совместила свойства волн и частиц. Это - квантовая механика. Более подробно мы расскажем о ней в Главе 6. Кванты и атомы.



Электродинамика.