Мария Склодовская-Кюри (урожденная Мария Склодовская) родилась в Варшаве в 1867 году. Она была младшей из пяти детей в семье. Занятия наукой пользовались в семье уважением. Ее отец преподавал физику в гимназии, а мать была директором гимназии. Мать Марии умерла, когда девочке было одиннадцать лет.
Мария училась в частной школе и в гимназии. Однако условия для учебы в Польше были нелегкими.
Закончив в пятнадцать лет гимназию первой ученицей, Мария Склодовская узнает трудности и унижения, какие ожидают «репетиторшу». Длинные концы по городу и в дождь, и в холод. Капризные или ленивые ученики. Родители учеников, заставляющие ждать учительницу на сквозняке и в передней, или просто забывающие заплатить в конце месяца гроши, которые Мария рассчитывала получить.
Воодушевленная рассказами женщин, получивших высшее образование в Петербурге или в Европе, Мария Склодовская подготовилась к экзаменам по математике и физике для поступления в высшее учебное заведение. Ни в одну страну так не влечет Марию Склодовскую, как во Францию. Добрая слава Франции ослепляет своим блеском. В Берлине, в Петербурге царят угнетатели Польши. Во Франции любят свободу, уважают все чувства, все мнения, там принимают несчастных и преследуемых, откуда бы они ни появились.
Накопив немного денег, она в 1891 году едет учиться в Парижский университет - в Сорбонну. Уже в тот момент, когда Мария, утомленная дорогой, сошла с поезда в закопченном пролете Северного вокзала Парижа, сразу развернулись ее плечи, свободнее забилось сердце и задышала грудь. Теперь она вдохнула воздух свободной страны. Прямые улицы ведут ее, Марию Склодовскую, к широко раскрытым дверям университета. Да еще какого университета! О нем говорили: «Самая знаменитая и наилучшая школа - в Париже, и называется она Сорбонна!»
Мария Склодовская живет в Париже на три франка в день в крошечной мансарде, где нет ни отопления, ни освещения, ни воды. Голодные обмороки и слабость от переутомления становятся привычным состоянием для нее. Вся она поглощена только одним - учеба, учеба и еще раз учеба…
Уже во время учебы Мария Склодовская начала вести научные исследования. Она получила заказ на проведение серии экспериментов по магнитным свойствам разных видов стали. Но ей не удавалось найти свободную лабораторию. Помочь Марии вызвался ее земляк, Йозеф Ковальский. Он обещал познакомить ее с одним молодым ученым, который мог найти подходящее помещение. Этим ученым оказался Пьер Кюри.
Пьер был не только ученым, но и поэтом. Он, оказывается, очарован Марией и ищет знакомства с ней.
Два или три раза он виделся с ней на заседаниях Физического общества, где она слушала сообщения ученых о новых открытиях. В знак уважения он послал ей оттиск своей статьи «О симметрии в физических явлениях. Симметрия электрического и магнитного полей», а на первой странице написал: «Мадемуазель Склодовской в знак уважения и дружбы автора». Он заприметил ее в лаборатории, где она, одетая в парусиновый халат, стояла, молча склонившись над своей аппаратурой. Совместная работа в лаборатории, где Мария Склодовская осталась после окончания учебы для подготовки докторской диссертации, и взаимная симпатия связала их.
Пьер предложил Марии стать его женой. 26 июля 1895 года состоялась их свадьба. Мысль о выборе между семейной жизнью и научной карьерой не приходила в голову Марии. Она решила действовать на всех фронтах: любви, материнства и науки, - ничем не поступаясь. Страстное желание и воля обеспечивали ей успех повсюду. В один и тот же год, с промежутком в три месяца, Мария дала миру своего первого ребенка и результат своих первых исследований. Молодая супруга ведет дом, купает дочку и ставит на плиту кастрюли…, а в убогой лаборатории Школы физики супруги делают одно из важнейших открытий.
В то время науке был известен только один радиоактивный элемент - уран. Но, изучая образцы двух минералов - хальколита и смоляной руды, Пьер и Мария обнаружили, что их излучение сильнее уранового. Объяснение этому факту напрашивалось само собой: в этих минералах содержится неизвестный ранее очень радиоактивный химический элемент. Пьер предложил назвать его полонием - в честь Польши - родины Марии. В 1898 году Пьеру и Марии удалось доказать свое предположение. Они открыли не только полоний, но и еще один элемент. Его излучение было во много раз сильнее уранового. Поэтому его назвали радием, от латинского слова radius - «луч». Чуть позже супруги сделали еще одно важное открытие: разрушая больные клетки, радий помогает излечить рак кожи - болезнь, против которой медицина до этого была бессильна.
С этих пор невозможно различить вклад в науку Пьера и Марии, не станем и мы разделять пару, полную любви друг к другу, если их почерки, сменяясь, идут один вслед за другим в рабочих записях и формулах; пару, которая подписывала вместе почти все научные работы, опубликованные ими.
Трудная у них была работа. Около четырех лет каждый день они приходили в сарай, оборудованный под лабораторию, изучать свойства радия и полония. За эти годы Мария собственными руками перевернула тонны урановой руды. Мария переносила громоздкие сосуды, переливала жидкости, часами размешивала их в кипящем котле тяжелой железной штангой. Из сарая уходили затемно, когда пробирки и колбы на столах начинали таинственно мерцать зеленоватым сиянием.
История открытия радия - это и история любви. Вот два лица, склонившиеся над приборами, в поисках неведомого вещества, присутствие и излучение которого они чувствуют. Рассказывая о своих исследованиях и о своих достижениях, они никогда не говорят "я" - только "мы", потому что Пьер бросил все свои исследования, чтобы вместе с женой изучать радиоактивные элементы.
В 1903 году научные достижения Пьера и Марии были оценены по заслугам. Шведская королевская академия наук присудила супругам Кюри Нобелевскую премию по физике (совместно с А. Беккерелем). Мария стала первой женщиной, получившей эту высшую научную награду. Началась международная слава Пьера и Марии.
Но эта слава сделает невозможным то, чем они больше всего дорожили: спокойную жизнь, наполненную творческим трудом. Мария сама признается в этом:
"Усталость, ставшая результатом усилий, которые превосходили наши возможности и которые мы вынуждены были предпринимать из-за трудных материальных условий, только умножилась от обрушившейся на нас известности. Мы по-настоящему страдали от того, что наше добровольное уединение было разрушено, и это стало для нас подлинной катастрофой..."
Наконец Пьер узнает, что в Университете специально для него создается кафедра физики, и что он может отныне иметь трех сотрудников: руководителя работ, лаборанта и служителя. Естественно, в качестве руководителя работ он выбрал собственную жену. Так Мария, уже будучи лауреатом Нобелевской премии, впервые стала официальным сотрудником лаборатории своего мужа.
Но для работы даже самой скромной лаборатории нужны были деньги, за которые они бились, выбивая каждый франк... Пьер строил планы сооружения лаборатории, о которой они мечтали, лаборатории, где были бы идеальные условия для работы. Он чертил проекты, производил расчеты, составлял сметы... Но пройдет еще восемь лет, пока они получат, наконец, помещение, достойное их открытий.
А 19 апреля 1906 года произошла трагедия. Пьер, переходя улицу, поскользнулся и попал под экипаж. Смерть наступила мгновенно.
- Пьер умер?... умер?... Совсем умер?...
Этот отчаянный крик испустила Мария, когда ей сообщили ужасную новость. Она не хотела верить в его смерть.
И все же жизнь продолжалась: Марии было всего тридцать восемь лет, и ей надо было вырастить двоих детей. Она отказалась от пенсии ("Я еще достаточно молода, чтобы заработать на жизнь себе и дочерям"), но согласилась принять кафедру, оставленную мужем. Мария завела дневник, на страницах которого вела долгий разговор с безвременно ушедшим другом.
Но хрупкая маленькая полька снова набралась мужества - и вернулась к работе. Впереди ее ждала еще одна Нобелевская премия!
Она станет знаменита, как никогда не была знаменита ни одна женщина, но каждый, кто увидит ее, удивится ее тщедушности и застенчивости: это и есть мадам Кюри? Та самая прославленная мадам Кюри?
Все ее исследования, все открытия станут отныне данью любви к покойному мужу.
В течение двадцати восьми лет окруженная почестями, все более хрупкая, все более слабая, она будет находить поддержку в мысли о том, что продолжает их общее дело.
В своем дневнике она так и останется влюбленной молодой женщиной; говоря со своим ушедшим мужем, она станет ему рассказывать:
"Я хотела тебе сказать, что альпийский ракитник в цвету, и глицинии, и боярышник, и ирисы тоже начинают цвести... Тебе бы все это очень понравилось..."
13 мая 1906 года ректор Сорбонны назначил Марию Кюри профессором факультета естествознания. Она заняла тот пост, который занимал ее муж, став первой женщиной-лектором в Сорбонне за всю ее историю.
Параллельно Мария Кюри продолжала изучать радиоактивность. Следующие несколько лет были заняты титаническим трудом по переработке и очистке многих тонн урановой руды и выделению чистого радия.
Вместе с химиком Андре Дебьерном Марии удалось впервые в мире выделить чистый металлический радий. За это она в 1911 году получила вторую Нобелевскую премию. А в 1914 году Мария возглавила открывшийся в Париже Институт радия.
Но многолетняя работа с радиоактивными веществами подорвала здоровье Марии. После продолжительной болезни 4 июля 1934 года она скончалась.
До самой смерти Мария продолжала работать над книгой «Радиоактивность», в которой подводила итоги своих многолетних трудов. Эта книга вышла в свет через год после смерти Марии Кюри.
А научные исследования стали продолжать дочь Пьера и Марии Ирен Кюри и ее муж Фредерик Жолио.
Работы Пьера и Мари Кюри открыли дорогу исследованиям структуры ядер и привели к современным достижениям в освоении ядерной энергии.