ЛАНДАУ ЛЕВ ДАВИДОВИЧ (1908-1968)

ЛАНДАУ ЛЕВ ДАВИДОВИЧ (1908-1968)

Лев Давидович Ландау, которого физики всего мира называли часто просто Дау, родился 22 января 1908 г. в Баку, в семье преуспевающего инженера-нефтяника. Читать и писать Леву научила мама, она рано заметила необыкновенные способности сына. «Вундеркиндом не был», - так сказал о себе Ландау в беседе со студентами Физтеха весной 1961 г. - «Учась в школе, по сочинениям не получал отметок выше троек. Интересовался математикой. Все физики-теоретики приходят в науку от математики, и я не стал исключением. В двенадцать лет умел дифференцировать, а в тринадцать - интегрировать».

В тринадцать лет Лева закончил школу. Родители посчитали его слишком юным для поступления в университет (да и выглядел Ландау тогда совсем мальчиком). Как впоследствии шутил о себе Дау, считавший себя «активно некрасивым» - «у меня не телосложение, а теловычитание». Год он проучился в экономическом техникуме, но следующей осенью (в 1922 г.) Ландау уже стал студентом Бакинского университета, причем сразу двух факультетов - физико-математического и химического.

Ландау говорил одному своему приятелю, что лет с девяти у него появилось стремление самому разбираться во всех вопросах, с которыми его сталкивала жизнь, и всюду находить свое решение.

Шестнадцатилетний Ландау переезжает в Ленинград и поступает на физическое отделение Ленинградского университета. За полгода до окончания университета была опубликована его первая научная работа. В 1927 г. Л. Д. Ландау становится аспирантом Ленинградского физико-технического института, а в 1929 г. по путевке Наркомпроса отправляется в свою первую зарубежную командировку, которая продолжалась полтора года. За это время он познакомился с корифеями физики - Эйнштейном, Паули, Гейзенбергом, Дираком, Бором. Особенно много дал Ландау семинар Бора в Копенгагене.

Ландау немного «опоздал»: к моменту его появления в главных научных центрах Европы основы квантовой механики были уже созданы. Он с сожалением высказывался: «Все красивые девушки уже замужем, а все красивые задачи уже решены». Но, как показала его дальнейшая жизнь, ему удалось найти и то и другое: его не оставляли без внимания красивые девушки, а поставленные и решенные им красивые задачи сделали его одним из крупнейших физиков-теоретиков 20-го века. Так, уже в январе 1930 г., Ландау решил важнейшую задачу о квантовании движения электронов в постоянном магнитном поле. Так в истории физики появился «диамагнетизм Ландау», когда самому Ландау было всего 22 года. После опубликования этой работы Ландау стал известным.

Летом 1932 г. Лев Давидович Ландау перевелся из Ленинграда в Харьков, в Украинский физико-технический институт (УФТИ). Пребывание в Харькове - важный этап научной и педагогической работы Ландау. Именно здесь начала создаваться его знаменитая школа теоретической физики - «школа Ландау». Своеобразие этой школы заключалось и в том, что учениками Дау были его ровесники. Все ученики были «на ты» друг с другом и с учителем. Когда они собирались вместе, то эти собрания напоминали по духу собрания способных студентов, готовящих свои дипломные работы, а не семинары у знаменитого на весь мир ученого.

Благодаря Ландау и ряду других ученых Харьков стал крупнейшим центром физики вообще и в особенности теоретической физики. Сюда приезжали крупнейшие иностранные теоретики, например Бор, Паули и другие; здесь устраивались всесоюзные физические конференции с участием иностранных ученых.

В Харькове же начал создаваться и знаменитый «Курс Ландау и Лифшица» - многотомный курс теоретической физики. Вот как он рождался.

«Жизнь человека, - говорил Ландау, - слишком коротка, чтобы браться за безнадежные проблемы; память ограничена, и чем больше научного сора будет в твоей голове, тем меньше останется места для великих мыслей». В тесном кругу учеников происходил отбор важнейшего материала по механике, электродинамике, теории относительности, статистической физике и квантовой механике, который необходимо знать человеку, пытающемуся плодотворно работать в области теоретической физики. Так возник знаменитый «теорминимум». Успешная сдача теорминимума давала «пропуск» в теоретическую физику, что напоминало знаменитую надпись над воротами Академии Платона «Войти сюда может только знающий математику». Ландау сам принял зачет по теорминимуму у своих учеников. А затем уже они сами принимали зачеты у людей, желающих вступить в школу Ландау.

Когда Ландау почувствовал в себе дар выдающегося педагога и его школа стала завоевывать авторитет в научном мире, и притом далеко за пределами нашей страны, возникла мысль изложить теоретическую физику в виде единого курса, чтобы по нему можно было изучать не только теорминимум, но и более глубоко - теоретическую физику.

В 1934 году Ландау была присвоена степень доктора физико-математических наук (без защиты диссертации), а в 1935 году - звание профессора.

Во время Великой Отечественной войны, занимаясь оборонной тематикой, Ландау пишет труд по физике горения и теории взрывов, а также труды о рассеянии протонов протонами и о теории ионизационных потерь в среде. В 1946 году Ландау создал теорию колебаний электронной плазмы. В 1949 - 1953 годах Ландау занимается различными вопросами электродинамики, теорией вязкости гелия, создает новую феноменологическую теорию сверхпроводимости и, наконец, очень важную для физики космических лучей теорию множественного рождения частиц при столкновениях быстрых частиц.

В 1954 г. Ландау занимался изучением принципиальных вопросов квантовой теории поля. В 1956 - 1958 годах он создал общую теорию так называемой ферми-жидкости, к которой относятся жидкий гелий и электроны в металлах. В 1959 году Лев Давидович опубликовал статью, где были выдвинуты новые принципы построения теории элементарных частиц.

Ландау был прирожденный учитель и просветитель - что называется, милостью божьей. Все в нем счастливо соединялось: он учить хотел, и любил, и умел; и к тому же был крайне озабочен созданием - на всех уровнях, сверху до низу - системы обучения и подготовки физиков. Основой всех его широких планов должны были стать курсы и учебники. Помимо «Теоретической физики» есть еще и «Краткий курс теоретической физики». И есть «Курс общей физики», и есть написанная вместе с А.И. Китайгородским «Физика для всех», предназначенная для «самого широкого круга читателей». То есть не был забыт ни один, скажем так, контингент читателей или учащихся - от теоретиков высокой квалификации до школьников и вообще всех, кому интересна наука.

В воскресенье, 7 января 1962 года в 11.30 утра произошло несчастье, которому суждено было оставить печальный след в истории физики. Оно произошло на дороге, ведущей из Москвы в город ядерной физики - в знаменитую Дубну. Сквернейшая погода, гололедица. Девочка перебегала дорогу, торопясь к автобусной остановке. Легковой машине пришлось резко затормозить, и ее занесло, она оказалась на пути встречного грузовика. Удар пришелся сбоку, и всю его силу испытал тот, кто сидел в легковой машине на заднем сиденье справа. Это был академик Ландау. Первая запись в истории болезни: «Многочисленные ушибы мозга, ушиблено-рваная рана в лобно-височной области, перелом свода и основания черепа, сдавлена грудная клетка, повреждено легкое, сломано семь ребер, перелом таза. Шок».

Нейрохирург С.Н. Федоров первые дни не отходил от Ландау ни днем, ни ночью. Начались осложнения, одно страшнее другого. На третьи сутки - перебои сердца. А в пять утра 12 января - остановка дыхания.

Телефонный звонок из больницы немедленно поднял на ноги многочисленных коллег и друзей Ландау. Физики доставили дыхательную машину из Института по изучению полиомиелита, на плечах вынесли ее на улицу и привезли в больницу, где задыхался Ландау. Больной снова был спасен. Смерть отступила.

Это было настоящее братство физиков. Всего не рассказать. Как не перечислить имен всех героев этого второго фронта. Среди них были едва ли не все ученики Ландау - от академиков до аспирантов.

Но в день рождения Дау, 22 января, начался отек мозга. Капица немедленно посылает три телеграммы: известному физику Блеккету - в Лондон; ассистенту знаменитого Ланжевена, французу Бикару - в Париж; семье Нильса Бора - в Копенгаген. Капица не адресовался к самому Бору, чтобы не огорчить печальным известием семидесятисемилетнего старца. Однако на следующий день именно от него пришла телеграмма с сообщением о высылке лекарства. Бикар позвонил в Прагу академику Шорму, и тот послал необходимый препарат. Но еще раньше помощь пришла из Англии. Сэр Джон Кокрофт, выдающийся английский атомник, раздобыл необходимое лекарство, но он опаздывал к вылету рейсового самолета Лондон-Москва. Издатель «Теоретической физики» Ландау и Лифшица на английском языке перезвонил начальнику лондонского аэропорта Хитроу, объяснил ситуацию, и рейсовый самолет задержали на два часа, дабы успеть захватить посылку с коротким адресом - «мистеру Ландау».

В каком напряжении находились и врачи, и физики, когда разыгрывались все эти события! С того часа, когда по Москве разнеслась весть об аварии, физики начали собираться в 50-й больнице. Так возник знаменитый Физический штаб. Ученики Дау и ученики его учеников превратились в шоферов, диспетчеров, переводчиков, курьеров. Они работали безупречно, избавив врачей от организационных дел. Штаб имел свой телефон и работал круглосуточно.

Академик Капица как-то заметил: - Все это напоминает благородный фильм, которой нужно было бы назвать «Если ученые всего мира…»

Ландау выжил и прожил еще 6 лет. Но вернуться к полноценной работе он уже не смог.

1 апреля 1968 года Лев Давидович Ландау умер. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве, на его могиле стоит прекрасное надгробие работы Эрнста Неизвестного.

Лев Давыдович часто повторял фразу Козьмы Пруткова: «Хочешь быть счастливым, будь им».

Ландау говорил: «Человек должен активно стремиться к счастью, любить жизнь и всегда наслаждаться ею».



Рассказы об ученых по физике.