КОПЕРНИК НИКОЛАЙ (1473—1543)

КОПЕРНИК НИКОЛАЙ (1473—1543)

ВВЕДЕНИЕ.

Астрономические данные накапливались в течение многих столетий. В эпоху Возрождения необходимость развития медицины и мореплавания способствовала росту новых наблюдений за звездным небом.

Около 1250 г. король Кастилии и Леона Альфонс Мудрый (прозванный так за покровительство наукам) приказал составить новые астрономические таблицы для предсказания движения небесных тел. Эти «таблицы Альфонса» получили распространение по всей Европе и оставались непревзойденными по точности в течение двух столетий. Говорят, что когда Альфонсу объяснили сложную систему Птолемея, он заметил, что если бы при сотворении мира посоветовались с ним, он сделал бы все значительно проще и лучше.

Тем не менее около четырнадцати столетий в астрономии царило сложнейшее учение древнегреческого ученого Клавдия Птолемея, основанное на представлении о неподвижной Земле, вокруг которой обращаются все небесные светила.

Вероятно, для неправильных теорий – это рекорд… Причину столь удивительного долголетия обычно объясняют поддержкой церкви, а также суеверием людей, с трудом меняющих свои взгляды. Но при этом забывают, что система Птолемея прекрасно удовлетворяла практическим требованиям средневекового человека, достаточно точно предсказывая наступление затмений, появление планет из-за горизонта и все видимые изменения на небосводе. Ведь эта система была основана на многолетних внимательных наблюдениях!

Планетам были приписаны сорок (!) сложных, не зависящих друг от друга круговых движений вокруг Земли. Зная их, можно было делать предсказания с довольно высокой точностью.

Когда Коперник высказал идею о необходимости «поменять местами» Землю и Солнце, а Луне, как ей и полагается, предложил вращаться вокруг Земли, а не вокруг Солнца, то его ученые современники далеко не сразу с ним согласились. Да ведь и сам Коперник размышлял почти сорок лет, создавая новую систему движения планет.

Коперник отчетливо осознавал необычайную новизну этой идеи – Земля и человек совсем, оказывается, не центр мироздания. Недаром так осторожны, лаконичны и тщательно подобраны слова в его сочинениях. Осторожны, но непреклонны: «Центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты»; «Именно Земля с ближайшими ей стихиями вся вращается в суточном движении вокруг неизменных своих полюсов, причем твердь и самое высшее небо остаются все время неподвижными»; «Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений».

История Коперника еще раз свидетельствует, что в каждой эпохе есть ученые-мятежники, которых сначала преследуют и осуждают, а затем, порой через века, когда этих ученых уже нет в живых, воздают им должное.

БИОГРАФИЯ.

19 февраля 1473 года в польском городе Торне (Торуне) в семье Коперников родился сын, которого назвали Николай. Отец его, по некоторым данным, был довольно преуспевающим булочником, а мать принадлежала к старинной польской фамилии.

В десять лет Николай лишился отца и попал на воспитание к дяде, епископу. А через семь лет он, видимо, следуя примеру дяди, после завершения начального образования, был записан в число студентов Краковского университета.

В университете Николай увлекся астрономией, сохранив это увлечение до конца своих дней. Краковский университет славился в тот период своей резко выраженной позицией против средневековой схоластики. Именно здесь, где с 1410 г. существовала кафедра астрономии и математики, Коперник получил основы точных астрономических и математических знаний.

В 1494 г., не закончив Краковский университет, Коперник возвратился домой, вероятно, по вызову дяди, и в 1496 г. отправился в Италию для продолжения образования, выбрав по настоянию дяди юридический факультет Болонского университета, хотя его интересы были по-прежнему сосредоточены в области астрономии, математики и греческого языка.

В 1497 г. Коперника избрали заочно каноником Вармийской епархии. Материальное положение его резко улучшилось, и в 1500 г. он уехал в Рим, где продолжал заниматься астрономией, выступал с лекциями по математике и астрономии перед широкой аудиторией ученых и студентов. В 1503 г. в Ферраре Коперник получил степень доктора канонического права, продолжая изучать медицину в университете Падуи. Достоверно известно, что впоследствии он часто и успешно врачевал больных.

В начале 1506 г. Коперник возвратился на родину, принеся с собой новые знания и дух Ренессанса, а также неудовлетворенность космологическими построениями великого астронома древности Клавдия Птолемея. Гражданское и каноническое право, медицина, греческий и латинский языки и, главное, астрономия были теми областями, в которых он обладал широкой эрудицией.

В 1509 г. появилась первая работа Коперника, в которой он продемонстрировал блестящее знание греческого языка. В 1519 г. Коперник составил записку об улучшении монетного обращения в Пруссии «Соображения о чеканке монет». В то же время он продолжал усиленно заниматься астрономией и около 1515 г. написал короткое сочинение «Николай Коперник о гипотезах небесных движений, им выдвинутых, Малый Комментарий». В нем в форме шести аксиом, без соответствующих математических доказательств, были даны основные положения его системы.

В частности, он писал:

….3. Все орбиты окружают Солнце, которое поэтому находится в середине всех них, так что центр мира расположен около Солнца.

…4. Отношение расстояний Солнца и Земли к высоте небесного свода меньше, чем отношение радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, так что по сравнению с высотой небесного свода оно совершенно не ощутимо.

…7. То, что проявляется как прямое попятное движение планет, происходит не из-за движения их самих, а Земли; следовательно, одно только движение Земли позволяет оценить много различных явлений.

Однако этот труд Коперника был лишь «пристрелкой». Нужны были очень веские доказательства выдвинутых положений. И Коперник в течение 16 лет вел астрономические наблюдения Солнца, звезд и планет, последовательно излагая и подтверждая свою теорию опытными данными.

Место каноника было в те времена пределом мечтаний для человека, желавшего посвятить себя науке. Этот сан давал высокое положение в обществе, приличные средства к существованию и … достаточно свободного времени.

Коперник поселился в маленьком городке Фрауенбурге (ныне Фромборк). О тех временах сейчас напоминают остатки крепостной стены, окружавшей собор, и башни, в которой Коперник прожил тридцать лет, и где находилась также его обсерватория.

Однако канонику Копернику, к сожалению, не удалось получить ожидаемого покоя и уединения. Ему пришлось воевать и заниматься политикой, строить укрепления и думать над реформами. К нему обратились с просьбой помочь государственной комиссии упростить монетную систему, и его четкий и толковый проект был принят сенатом.

Он был также искусным врачом, помогающим бедным, мудрым руководителем и политиком, организатором обороны города против очередных набегов тевтонов.

Коперник был удивительно разносторонним человеком, высокообразованным, доброжелательным и… крайне осторожным. Его «Комментарий», был навеян, как он утверждал, мнениями античных авторов (так что, видимо, Коперник был знаком с учением древнегреческого ученого Аристарха Самосского, впервые высказавшего мысль о гелиоцентрической системе). Труд Коперника не принес ему в те времена особой славы, но зато и не принес обвинений. Коперник разослал очень небольшое количество экземпляров знакомым астрономам, выбирая среди них тех, кто наверняка не использует работу во вред автору. Придя к твердому мнению о гелиоцентризме, он все последующее время отдавал численным расчетам орбит по материалам наблюдений и составлению таблиц.

УЧЕНИЕ КОПЕРНИКА.

Лишь в 1532 году, накануне своего шестидесятилетия, Коперник закончил труд всей своей жизни под названием «Об обращениях небесных сфер» и посвятил его папе Римскому. В своей книге Коперник привел таблицы звезд и описал наблюдения над движением планет. В ней также дано пространное изложение новых представлений о строении Солнечной системы.

Однако, чувствуя неустойчивость политической обстановки во время религиозных войн, он не решался печатать книгу.

В 1539 г. к Копернику во Фромборк приезжает молодой профессор Виттенбергского университета Ретик. Он в течение двух лет детально изучает учение Коперника и в 1540 г. при поддержке епископа Гизе (большого друга Коперника) издает небольшое сочинение «О книгах Николая Коперника». Книга была написана доступным языком и сыграла большую роль в распространении учения Коперника.

Успех этой книги и горячие настояния Ретика опубликовать трактат полностью сделали свое дело: Коперник дал согласие на опубликование таблиц. Книга была сдана в печать и издана в Нюрнберге.

В книгу, по-видимому, без ведома автора было добавлено предисловие нюрнбергского математика и лютеранского богослова Осиандера (без подписи). Идея автора предисловия состояла в том, что теория Коперника удобна для вычислений, но не имеет прямого отношения к реальному миру. Это предисловие было написано ради того, чтобы книга, в которой излагается учение, противоречащее Библии, все-таки смогла выйти в свет. Однако, несмотря на предисловие, книга Коперника в 1616 г. была внесена католической церковью в «Индекс запрещенных книг», и этот позорный (для церкви!) запрет продолжался более 200 лет, то есть был снят только в 19-м веке. Успехи небесной механики в конце 18-го – начале 19-го веков вынудили католическую церковь сдаться. Решением конгрегации в 1822 г. запрет с книги Коперника, а вместе с ней и с произведений Галилея и Кеплера был снят.

Коперник так и не прочитал свою книгу в отпечатанном виде, Ожидая ее выхода в свет, он тяжело заболел и был частично парализован. Первая отпечатанная копия была прислана ему 23 мая 1543 года; он увидел ее, прикоснулся к ней и в ту же ночь тихо скончался.

СУДЬБА УЧЕНИЯ КОПЕРНИКА В РОССИИ.

В Россию сведения о гелиоцентрической системе стали проникать только в 17-м веке. Но первой книгой, которая познакомила широкий круг россиян с учением Коперника, стала работа вольнодумца Фонтенеля «Разговор о множественности миров», переведенная русским сатириком Антиохом Кантемиром в 1740 г. Она в простой и занимательной форме знакомила с воззрениями Коперника, Бруно, Галилея. Книга была запрещена Синодом, а выпущенные экземпляры сжигались.

Тем не менее, через пять лет появилось второе издание книги – нарушить волю Синода осмелился М. В. Ломоносов, который высоко ценил учение Коперника. Он писал: « Коперник возобновил, наконец, Солнечную систему, коя имя его ныне носит, показал преславное употребление ее в астрономии, которое после Кеплер, Невтон и другие великие математики и астрономы довели до такой точности, какую ныне видим в предсказании небесных явлений, чего по земностоятельной системе отнюдь достигнуть невозможно».

Российский академик М. В. Келдыш писал в 20-м веке: «Человек, несомненно, достигнет других планет и, может быть, других миров, когда физикой будут открыты новые, еще более эффективные источники энергии. Но как бы ни были велики дальнейшие успехи науки, имя гениального сына польского народа Николая Коперника будет вечно сиять, как ярчайшая звезда».



Рассказы об ученых по физике.