БРАГЕ ТИХО (1546 – 1601)

БРАГЕ ТИХО (1546 – 1601)

МОЛОДЫЕ ГОДЫ (ДАНИЯ).

Тихо Браге родился в 1546 г. в Дании. Он был старшим сыном в благородной датской семье, «настолько благородной и невежественной, насколько могли ее сделать такою шестнадцать полей ее герба». Достойными занятиями для настоящих аристократов считались охота и военная служба во славу короля; хотя чтение книг в то время уже начало входить в моду, но считалось, что этим должны заниматься лишь монахи, а наука бесполезна и, более того, сродни колдовству.

Вероятно, и Тихо воспитали бы в подобном духе, но у его отца было еще несколько детей, и по договору с отцом мальчика усыновил богатый и одинокий брат отца, дядя Георг, человек намного более образованный, чем родители Тихо. Он нанял лучших учителей и дал ему прекрасное образование: с семи лет мальчик начал изучать латинский язык, риторику и философию. В 13 лет он поступил в университет, чтобы изучать философию и право, и наверняка стал бы государственным деятелем и разделил с большинством из них обычное для политиков посмертное забвение, если бы не один случай.

21 августа 1560 г. датчане наблюдали очередное затмение Солнца. «Грозное» явление природы началось точно в предсказанное время и закончилось без последствий, несмотря на мрачные предсказания астрологов. Но одно очень важное для последующего развития астрономии последствие все же произошло: Тихо Браге был поражен тем, что это удивительное небесное явление было точно предсказано! Способность человека проникнуть в тайны небес показалась ему невероятной. Тихо продолжил изучать право, но сердце его уже принадлежало астрономии. Пройдет несколько лет, и жизненным принципом Браге станет знаменитое изречение Птолемея: «Я знаю, что я смертен и буду жить ненадолго. Но когда я исследую звезды, ноги мои уже не касаются Земли, я стою рядом с Зевсом, вкушаю пищу богов и чувствую себя богом». Итак, юный Тихо «заболел» астрономией, хотя и продолжал по обязанности изучать право.

Насколько же надо было стать увлеченным, чтобы без приборов и телескопов заняться изучением Вселенной? У Тихо Браге был единственный прибор – циркуль. Ножки этого нехитрого инструмента молодой исследователь направлял на звезды, а шарнир держал возле глаза. Так измерялись углы между лучами, идущими от звезд, и эти углы Браге затем сверял с таблицами.

На свои карманные деньги он купил астрономические таблицы и латинский перевод «Альмагеста» Птолемея, чтобы серьезно заняться астрономией.

Сравнивая свои результаты с данными таблиц, Браге обнаружил вопиющие расхождения, а ведь точность этих звездных таблиц была необходима всем – и мореплавателям, и путешественникам, и даже составителям гороскопов (ведь астрология в то время пользовалась большой популярностью).

В ГЕРМАНИИ.

Спустя три года дядя послал юного Тихо в сопровождении наставника за границу, чтобы он мог, путешествуя, ознакомиться с обучением праву в германских университетах. Однако и там Тихо втайне продолжал заниматься астрономией. Большую часть ночи он проводил, наблюдая звезды и используя маленький небесный глобус — размером всего с кулак. На все деньги, которые он получал от наставника, Браге покупал приборы и книги.

Ему было всего 16 лет, когда он понял то, чего не понимали самые видные астрономы Европы того времени: для проверки любой астрономической теории необходим большой ряд точных наблюдений. На основе же немногочисленных и случайных наблюдений над движениями небесных тел невозможно решить, какая из систем правильна. И всю свою дальнейшую жизнь Тихо Браге посвятил тщательнейшим астрономическим наблюдениям.

В возрасте 17 лет, в 1563 г., он наблюдал новое интересное событие — сопряжение Юпитера и Сатурна. Говорят, что две планеты находятся в сопряжении, когда они оказываются очень близко на небе. В данном случае Юпитер и Сатурн оказались в опасной близости от «Туманной звезды» в созвездии Рака — той самой звезды, которую Птолемей в своем «Четверокнижии» называет дымной и заразной. Все предвещало, что человечество ожидают неминуемые несчастья: суеверные люди видели в подобных событиях знамение и верили, что оно приносит удачу или беду. Браге наблюдал это явление и сравнил отмеченное им время события с предсказаниями таблиц Птолемея и Коперника. Расхождение с первыми равнялось одному месяцу (что за 1400 лет является весьма малой ошибкой и показывает, что система Птолемея довольно точно предсказывала подобные события), а со вторыми – нескольким дням.

Тихо продолжал совершенствовать свои приборы для наблюдений. На этот раз это была рейка с ползунком, на концах которого имелись мушки. Наблюдатель, глядя через прицел на конце рейки, наводил мушки на звезды и таким образом измерял угол между ними. Браге тщательно составил таблицу поправок для проверки градуировки прибора, дающую ошибки для каждого участка шкалы, и пользовался этим всю жизнь.

Когда дядя Тихо Браге умер, остальные члены семья ясно выразили Тихо недовольство тем, что он оставил изучение права ради астрономии. Во время путешествия он приобрел друзей среди богатых астрономов-любителей в Аугсбурге и убедил их в необходимости проведения более точных измерений.

Совместно с друзьями он сконструировал огромный деревянный квадрант для измерения положений звезд и планет. Чтобы перенести этот прибор в сад и установить там, потребовалось 20 человек! Радиус дуги квадранта равнялся почти 5,7 м. Квадрант был проградуирован до одной угловой минуты, то есть шестидесятой доли градуса (чтобы представить, насколько мал угол, равный одной угловой минуте, представьте себе прямой угол, разделенный на 5400 частей). Новый прибор позволял производить довольно точные измерения. Кроме того, у Тихо был еще сектант радиусом около 2 м.

Как большинство зажиточных молодых людей того времени, Тихо Браге не пренебрегает обществом, он общителен, темпераментен, посещает увеселительные заведения, фехтует.

Однажды в Ростоке, поссорившись за картами с таким же молодым повесой (по одной из версий это были расхождения в математических выражениях), Тихо Браге, отличаясь вспыльчивым характером, вызвал противника на дуэль на шпагах. Тихо остался жив, но навсегда лишился части носа. Это было большое горе для двадцатилетнего Тихо. Искусные ростокские ювелиры сделали ему серебряный нос (по другим версиям – медный или из выкрашенного металла), с которым он не расставался. Следствием этого события был полный отказ от общества и решение посвятить себя наукам.

СНОВА В ДАНИИ. НОВАЯ ЗВЕЗДА.

Вернувшись через четыре года на родину, Браге был принят радушно, так как слава его как астронома росла, и он даже согласился по просьбе короля читать лекции группе аристократов. Сначала он отказался, считая, что это унизит его достоинство как человека благородного происхождения, но затем согласился. Аристократические родственники начали доброжелательнее смотреть на науку, а к Тихо относились даже с некоторым восхищением.

Второй дядя пригласил Тихо в свое имение и отвел ему специальное помещение для занятий алхимией, так как увлечение разного рода чудесами влекло его и к алхимии. Ведь астрология того времени тесно связывала планеты с различными металлами и их свойствами. Занятия алхимией имели положительную сторону: они дали возможность Тихо изучить металлы, пригодные для изготовления различных приборов.

Спустя год после возвращения в Данию он наблюдал вспышку необычайно яркой новой звезды: в течение нескольких месяцев ее видели на небе даже днем. Как мы сейчас знаем, это была сверхновая звезда. Установить это современным ученым помог именно Тихо Браге! Дело в том, что он тщательно вел наблюдения за новой звездой и точно измерил время угасания ее яркости. Согласно современным представлениям, при возникновении сверхновых звезд образуется радиоактивный элемент калифорний. А выполненные Тихо Браге измерения угасания яркости звезды хорошо соответствуют периоду полураспада калифорния, о существовании которого Браге тогда, конечно, и не подозревал.

К ужасу своих аристократических родственников Тихо женился на красивой крестьянской девушке, и это помогло ему, вероятно, избавиться от некоторых аристократических предрассудков. Жена подарила ему шестерых детей, и Тихо был счастлив с нею до конца жизни.

УРАНИБОРГ.

По предложению короля Дании Фредерика II, восхищенного ученостью Тихо Браге, ему был предоставлен в пожизненное владение остров Вен в Зундском проливе, где он построил большую обсерваторию Ураниборг, названную так в честь Урании, одной из девяти муз, покровительницы астрономии. Король принял на себя все расходы по ее возведению — это была неслыханная в Европе щедрость.

Ураниборг был единственным на то время в мире настоящим научно-исследовательским институтом. Там были великолепные жилые помещения, лаборатория, библиотека и четыре большие обсерватории с помещениями для студентов и наблюдателей. Были также мастерские для изготовления приборов, печатный станок, бумажная фабрика и др. Так как Браге обожал магию и всевозможную каббалистику, в замке было множество автоматов, приборов и приспособлений для «вызова духов» и показа привидений. И не раз почтенный астроном забавлялся тем, что напускал на суеверных гостей сонм магических призраков с помощью волшебного фонаря, спрятанного у него в комнате. Но он и сам свято верил в свои астрологические способности.

Тихо Браге работал в обсерватории в течение двадцати лет, измеряя и записывая положения звезд и планет с большой точностью. Его целью было создать теорию, которая правильно описывала бы движения светил. Браге стал одним из самых известных ученых в Европе, к нему в обсерваторию приезжали не только другие ученые, но даже короли.

ПРАГА.

Однако после смерти короля Дании Фредерика II многие недоброжелатели увидели реальную возможность посчитаться с заносчивым астрономом . Ему лишили большинства доходов. Истративший все свое состояние на поддержание Ураниборга, Браге понял, что не сможет далее содержать Ураниборг и решил покинуть Данию. Он приказал погрузить на корабли все, что можно было сдвинуть с места, оставив на острове голые стены.

Бродячая обсерватория получила приют у германского императора Рудольфа II, который, по свидетельству историков, ценил ученых. Однако казна короля была пуста. Поэтому когда Браге переехал в Прагу и восстановил там свою обсерваторию, он уже не мог вести дело с тем же размахом. Он пригласил новых помощников, среди которых был преследуемый католиками протестант Иоганн Кеплер.

Тихо и Кеплер были поразительно разными: Тихо был аристократического происхождения, богатый, сильный, пылкий, обладающий талантами изобретателя и экспериментатора, но как теоретик и математик не выше среднего уровня. А Кеплер был бедный, болезненный, отнюдь не обладающий способностями как экспериментатор и склонностью к точным наблюдениям, но блестящий математик с тонкой интуицией. Но их обоих объединял глубокий интерес к астрономии и твердое решение осуществить поставленные перед собой задачи.

В Праге Тихо Браге прожил менее трех лет. В 1601 г., заболев лихорадкой, он скончался в возрасте пятидесяти четырех лет. Перед смертью он собрал своих близких, просил их сохранить его труды и завещал Кеплеру исправление и публикацию своих таблиц. Таблицы Браге при опубликовании получили название «Рудольфовых таблиц».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В течение своей жизни великий астроном составил каталог тысячи звезд так точно, что его наблюдения полезны и до сих пор, а в свое время стали основой работ Кеплера и Ньютона. Его труды представляют огромный вклад в науку.

К огромному сожалению, сегодня от обсерватории на острове Вен не осталось никаких следов.



Рассказы об ученых по физике.