ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН (1706 - 1790)

ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН (1706 - 1790)

На склоне лет Бенджамин Франклин, известный американский ученый, политический и общественный деятель, писал: «Будь у меня свобода выбора, я бы не возражал снова прожить ту же жизнь с начала и до конца; мне только хотелось бы воспользоваться преимуществом, которым обладают писатели: выпуская второе издание, они исправляют в нем ошибки, допущенные в первом».

Франклин был очень самокритичен и, может быть, он немного преувеличивал те ошибки и недочеты, которые допустил, особенно в молодости.

Однако юные годы Франклина могут быть интересны и поучительны, так как в детстве и юности, в основном, закладываются характер человека, его отношение к жизни и деятельности, направление его интересов и особенности отношений с людьми.

Детство и юность (Бостон, Новая Англия).

Бенджамин Франклин родился 17 января 1706 года в Бостоне, Новая Англия (Северо-американские колонии Англии) в семье мыловара. В то время мыловарение было прибыльным ремеслом. Семья была многочисленной: семь детей от первого брака отца и десять - от второго. Бенджамин был пятнадцатым ребенком.

Отец Бенджамина был менее образован, чем его братья (старший брат стал адвокатом, а средний писал стихи и политические брошюры). Но он хорошо рисовал, и сыну передались эти его способности; он также играл на музыкальных инструментах и прекрасно пел. Однако главным его достоинством, как писал Бенджамин Франклин в своих воспоминаниях, было умение глубоко разбираться в сущности сложных вопросов, здравый смысл, доброжелательное отношение к людям, сильно развитое чувство справедливости. Это привлекало к нему многочисленных друзей и соседей, и их интересные беседы были поучительной школой для детей.

Бостон в то время состоял из нескольких незамощенных улиц вдоль которых стояли одно- и двухэтажные дома. Город лежал в лощине между берегом удобной Массачусетской бухты и бескрайним дремучим лесом с огромными вековыми деревьями. По ночам жителей будил рев диких зверей. Но еще больше тревожили их костры индейцев, которые часто горели у самого городка.

Дети Франклинов росли на лоне природы. Девочки с семи-восьми лет помогали матери, а мальчики, освоив азы грамоты, шли в ученики к какому-либо ремесленнику, приобретали специальность и помогали содержать семью. Атмосфера семьи благоприятствовала развитию тех талантов Бенджамина, которыми щедро наделила его природа. Сохранились много писем Франклина к отцу, матери, братьям, сестрам, детям и другим родственникам. Даже став известным человеком, он находил время для встреч и переписки с родными и оказывал помощь тем, кто в ней нуждался.

В трудовой семье Франклинов каждый имел свои обязанности, и некому было отвечать на бесчисленные вопросы маленького Бена, который отличался удивительной любознательностью. Не получая ответов у старших, он самостоятельно присматривался ко всему, что его окружало, пытаясь проникнуть в суть явлений.

Читать и писать мальчик научился в пять лет самостоятельно, наблюдая за тем, как старшие готовят уроки. Позднее Франклин писал в своей автобиографии: «Я не помню времени, когда бы я не умел читать». Любовь к чтению была самой сильной страстью и главным источником расширения знаний и изучения мира. Франклин был гениальным самоучкой, и учился он всю жизнь.

Был он физически крепким и жизнерадостным, прекрасно умел плавать, увлекался греблей. Он даже собирался открыть школу обучения плаванию. Пешеходные прогулки, плавание, гребля, путешествия, физические упражнения и любовь к физическому труду - все это было неотъемлемой частью жизни Франклина до глубокой старости.

С восьмилетнего возраста Бенджамин переписывался со своим тезкой - дядей Бенджамином, который жил в Англии. Письма мальчика были столь глубоки и содержательны, что Бенджамин настоятельно посоветовал своему брату (отцу маленького Бенджамина) отдать мальчика в грамматическую школу, которая готовила к поступлению в университет. Однако, по воспоминаниям Франклина, ему довелось посещать школу менее года, несмотря на успехи в учебе и освоении за один год учебного материала, рассчитанного на два года. Ограниченность семьи в средствах вынудила отца перевести мальчика в школу более низкого уровня, где обучали лишь письму и арифметике, то есть тому, что могло пригодиться ремесленнику.

К сожалению, материальные трудности семьи прервали и это обучение - в десять лет отец забрал сына из школы, так как ему потребовалась помощь в мастерской. К мыловарению Бенджамин питал отвращение, он грезил о море, путешествиях, далеких странах. Он очень хорошо плавал, владел веслами и парусами. Ему также очень нравилось изобретать: однажды он использовал в качестве ластов небольшие дощечки, привязанные к кистям рук и стопам, и продемонстрировал их способность увеличивать скорость. В другой раз он запустил у моря огромного бумажного змея и, держась руками за бечевку, поплыл, как под парусами.

Детская любовь к запуску змеев понадобится Франклину и впоследствии, когда он станет крупным ученым!

Наблюдая за столь изобретательным сыном, отец пришел к выводу, что надо найти ему занятие по душе. Он начал знакомить сына с работой различных ремесленников, и мальчик мог даже сам принимать участие в их работе. Эта «школа мастерства» в дальнейшем очень пригодилось Франклину в его научной работе: он мог сам изготовлять нужные приборы для опытов.

В зрелые годы он прославился не только своими опытами по электричеству, но и стал автором целого ряда изобретений. Франклин любил и умел делать все хорошо и ценил высокий профессионализм у других людей.

Подлинная страсть Франклина к чтению с годами укреплялась. Библиотек в колониях не было, книги он покупал сам на свои небольшие деньги. Вначале было увлечение путешествиями, затем были исторические книги. Он зачитывался «Жизнеописаниями» Плутарха и впоследствии писал в автобиографии, что это очень пошло ему на пользу. Он также заинтересовался книгами «Опыт о проектах» Дефо, автора «Робинзона Крузо», и «Опыты о том, как делать добро» доктора Мезера. Первая книга была посвящена улучшению работы банков, строительству дорог, учреждению приютов, женскому образованию, созданию военных колледжей и др. - совсем, казалось бы, «взрослые проблемы»! Но Франклин внимательно читал эти книги в двенадцать лет - и многое в его последующей жизни было посвящено решению именно этих вопросов. Он писал: «Эти книги, возможно, оказали влияние на мой духовный склад, что отразилось на некоторых важнейших событиях моей жизни».

Страсть к чтению и определила выбор профессии Бенджамина. Отец, в конце концов, пришел к выводу, что мальчику надо быть как можно ближе к книгам. И решает устроить его на работу в типографию. (Вспомним аналогичную «близость к книгам» юного Фарадея, работавшего учеником переплетчика в книжном магазине!)

В 1717 г. сводный брат Бенджамина Джемс вернулся из Англии, где изучал типографское дело, и привез необходимое для типографии оборудование. Бенджамин не сразу согласился на подписание контракта, так как его смущало рабское положение ученика и необходимость исполнять любые приказания хозяина. Как показало время, его колебания не были напрасными: брат относился к нему отнюдь не по-родственному.

Однако были и положительные моменты. Очень пригодились Франклину его изобретательность и способность все делать своими руками. Он чинил оборудование, предлагал усовершенствования техники печатания, научился самостоятельно отливать новые шрифты (в двенадцать лет!). Удачно выполненная работа укрепляла уверенность в своих силах.

Главная же привлекательность новой работы была в том, что Франклин получил возможность читать много новых и интересных книг. Он просиживал иногда в типографии за книгами ночи напролет. Появились новые знакомые, например, Мэтью Адамс, у которого была прекрасная библиотека: он предложил Бенджамину брать для чтения любые книги. Нашел юноша также интересного собеседника в лице Джона Коллинса, ученика грамматической школы. Поскольку времени для встреч было недостаточно, Франклин предложил переписываться. Однажды, случайно познакомившись с этими письмами, отец похвалил качество его правописания, но посоветовал поработать над литературным стилем.

Бенджамин увидел справедливость замечаний отца и убедительность приведенных им примеров и начал работать над стилем так же упорно, как и при выполнении любой другой работы. Например, взяв текст, который ему казался образцом стиля, он кратко записывал смысл каждой фразы, затем, спустя несколько дней, возвращался к записям и пытался столь же совершенно пересказать содержание оригинала, после чего сравнивал текст с оригиналом и правил допущенные ошибки. Он был не в восторге от результата, так как «… оказалось, что … не хватало то ли запаса слов, то ли сноровки в их употреблении». Он также пытался использовать для совершенствования стиля стихосложение. Таким образом, многократно исправляя ошибки в стиле, молодой Франклин оттачивал свой слог и способ выражения мысли. Впоследствии, когда Франклину было около семидесяти лет и когда он действительно стал блестящим мастером слова, он писал: «…я льстил себя мыслью, что мне удалось улучшить изложение или язык…, и что со временем я, пожалуй, стану неплохим писателем, к чему я всячески стремился». И действительно, доходчивость и ясность выражения отличают все его книги: и его описание опытов по электричеству, и философские работы.

Для того, чтобы иметь деньги на приобретение книг, Бенджамин в шестнадцать лет даже решил стать вегетарианцем.

Круг интересов молодого типографа расширялся - теперь сюда входили книги по арифметике, геометрии, риторике, логике и другим знаниям. С особым интересом он знакомился с жизнью Сократа, в частности, с его методом ведения полемики. Франклин овладел этим методом, в течение ряда лет шлифовал его и стал непревзойденным мастером полемики. Однако со временем лет он понял, что категорические суждения не убеждают, а раздражают собеседника, и стал искать формы более убедительной манеры общения.

В конце 1719 г. брат Бенджамина, Джемс начал издавать «Бостонскую газету» (тиражом всего 40 экз.), затем передал ее другому издателю, а в августе 1721 г. стал издавать газету «Нью-Ингленд курант». Пятнадцатилетний Франклин принимал в издании деятельное участие: набирал и печатал номера, разносил газету подписчикам. Джемс предложил ему написать пару баллад в стихах - это были баллады о море «Трагедия у маяка» и «Черная борода», которые раскупались нарасхват. Однако отец раскритиковал стихи, и таким образом, Франклин «избежал опасности сделаться поэтом, да к тому же, вероятно, плохим (слова самого Франклина)». Свою первую статью в газету он готовил очень тщательно и подсунул под дверь типографии ночью, подписав «Молчальница». Оценка стиля и глубины затронутых вопросов превзошла все ожидания. Статья появилась в газете 22 апреля 1722 года - это первое известное произведение Франклина. Ободренный оценкой, Бенджамин опубликовал еще несколько материалов, принятых так же положительно. В своих статьях он бичевал пьянство, излагал свои политические взгляды, писал о необходимости образования для всех американцев (он даже составил проект системы образования в Америке), выражал готовность посвятить жизнь борьбе за интересы соотечественников. Такие выступления вызывали недовольство властей и влиятельных граждан Бостона, как «подрывающие устои общества». Владелец газеты Джемс был арестован и посажен в тюрьму на месяц. Его функции временно исполнял Бенджамин. В январе 1723 г. в 16 лет Франклин стал издателем газеты, может быть, самым молодым в мире. После нескольких стычек с братом Бенджамин попробовал найти работу в другой типографии, однако Джемс сорвал эти попытки, поговорив с владельцами типографий. Тогда Бенджамин был вынужден принять предложение работать в типографии Кеймера в Филадельфии. Здесь ему пришлось взять на себя всю работу, начиная с ремонта станка. Несмотря на тяжелые условия жизни, быт налаживался, и Франклин был доволен своей жизнью. У него появились знакомые среди молодых любителей чтения. Благодаря Франклину в Филадельфии появляется клуб любителей чтения.

В 1724 -1726 гг. Франклин работал в типографиях Лондона, куда он отправился совершенствовать знания и желая немного заработать. В Лондоне у него расширился круг знакомств не только среди книгоиздателей и книголюбов, но и среди ученых. Например, он познакомился с известным английским ученым Гансом Слоуном, преемником Ньютона на посту президента Лондонского Королевского общества. Вспоминая этот период, Франклин отмечал, что познакомился с интересными людьми и много прочел.

Возвращение на родину.

Франклин считал, что он вступает в новую жизнь. Он составил план морального самоусовершенствования, где основными пунктами были: быть экономным, всегда стремиться говорить правду, быть трудолюбивым во всем и никогда не говорить плохого ни о ком, даже если он этого и заслуживает. Этому плану Франклин следовал всю жизнь.

В 1727 году он тяжело заболел плевритом, что породило у него интерес к медицине. В том же году Франклин создал Юнту - объединение молодых людей с целью научно-просветительской деятельности. Он писал в своей автобиографии, что Юнта имела целью «взаимное усовершенствование». Он писал также, что в 1728 году задумал план «достижения морального совершенства» и пришел к выводу, что основными добродетелями являются: воздержание, молчание, порядок, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистота, спокойствие, целомудрие и смирение. Он даже отмечал случаи своего нарушения добродетелей в специальной книжечке. Однако через некоторое время Франклин был вынужден с присущей ему прямотой признать, что его успехи далеки от желаемых. Самую большую трудность представляло соблюдение распорядка дня.

Библиотека.

Первым общественным проектом Франклина было создание общественной библиотеки по подписке. Первыми книгами были книги по юриспруденции, математике, астрономии, медицине, натурфилософии, а также художественная литература. Эта библиотека явилась первой из всех североамериканских библиотек по подписке. Это было большое событие, библиотеки способствовали, как отмечает сам Франклин, «расширению кругозора американцев, их культурному развитию, и, может быть,… тому сопротивлению, которое оказали все наши колонии, защищая свои привилегии».

В 1732 году Франклин начал издавать «Альманах Бедного Ричарда», что сделало его популярнейшим писателем Америки. Этот «Альманах» был чем-то вроде календаря, содержащего практические советы, полезные изречения и занимательные рассказы. Образ Бедного Ричарда - ученого чудаковатого старика стал очень популярным. «Альманах» издавался около 30 лет. Издание «Альманаха», а также «Пенсильванской газеты» дали возможность Франклину разбогатеть и к 40 годам «отдалиться от дел», что немало способствовало его успехам в области исследования электричества.

Охрана общественного порядка.

В своей газете Франклин ратовал за благоустройство города: бедствием были грязь, пыль, пожары. Проблемой был также вопрос об охране порядка и имущества горожан. Франклин начал с организации охраны города. Он предложил обложить граждан специальным налогом, в зависимости от величины дохода, для содержания постоянной стражи. Это предложение обсуждалось в общественных клубах, а через несколько лет был принят закон, в который вошли все основные пункты предложения Франклина.

Создание пожарных команд.

На эту тему Франклин сделал доклад на заседании Юнты, а позднее опубликовал его для ознакомления всех жителей Филадельфии. Он предлагал создать то, что сейчас называют добровольной пожарной дружиной. На общие средства приобретался противопожарный инвентарь, жители обучались приемам борьбы с огнем.

Все это, на первый взгляд, казалось простым и естественным: и библиотека, и охрана общественного порядка, и создание пожарных команд. Но заслуга Франклина заключалась в том, что он первым осознал необходимость этих начинаний и ввел их в жизнь.

Мощение и уборка улиц.

Прежде всего, Франклин обратил внимание на состояние улиц в месте большого скопления людей (возле рынка) и организовал общественные работы по мощению подходов к нему. Что касается уборки улиц, то здесь Франклин провел эксперимент: он нанял человека, чтобы узнать, сколько времени нужно для уборки одной улицы и сколько это может стоить. После чего опубликовал в газете статью, в которой с привычной для него практичностью доказал жителям своего квартала, что за ничтожную плату они получат чистые улицы.

Участие в создании системы образования

Печатник по профессии и ученый по призванию Франклин понимал, что развивать науки не могут одиночки, нужно иметь научно обоснованную систему подготовки ученых. Когда Франклин взялся за решение проблем, связанных с созданием Пенсильванского университета, в колониях уже было четыре университета: Гарвардский, Йельский, Королевский (позднее Колумбийский) и Принстонский. Однако все они находились под руководством той или иной церкви Америки и были скорее теологическими школами по подготовке священнослужителей высокой квалификации. В 1749 году Франклин опубликовал обстоятельную статью «Предложения по поводу образования молодежи в Пенсильвании». Потом он объявил подписку на открытие и содержание академии (университета). Франклин предлагал вносить плату по частям в течение пяти лет, и это дало результаты. В том же 1749 году академия была открыта.

Попечительский совет, учитывая большую роль Франклина в создании академии, а также то, что он не был связан ни с одной из религиозных общин, и, следовательно, мог представлять объективно интересы всех их, избрал его попечителем академии. Обязанности попечителя были очень сложны и многогранны, начиная от хозяйственных и финансовых проблем и кончая научными вопросами.

В своей автобиографии Франклин писал: «Я продолжаю вот уже почти сорок лет быть одним из его попечителей; за эти годы я имел величайшее удовольствие видеть, как многие молодые люди, получившие образование в этом университете, развили свои способности, выдвинулись на поприще полезной общественной деятельности и стали украшением своей страны».

Успехи Пенсильванского университета были во многом связаны с деятельностью его попечителя. Франклин был опытным и внимательным педагогом, и его познания в этой области были особенно ценными, может быть, потому, что они были приобретены практическим путем и проверены многолетним опытом. Например, Франклин выработал собственную систему обучения иностранным языкам, так как придавал этому большое значение. Он считал, что знание иностранных языков является необходимым условием успеха в научной и педагогической работе для представителей самых различных профессий.

Франклин начал самостоятельно изучать иностранные языки в 1733 году. Сначала он занялся французским языком, затем последовательно приступил к изучению итальянского и испанского. Всеми этими языками он овладел в такой степени, что мог на них свободно читать.

В детском возрасте Франклин в течение года обучался в латинской школе, и его познания в латыни были очень скромными. Но однажды, когда ему, уже знающему французский, итальянский и испанский языки, пришлось познакомиться с одним латинским текстом, он приятно удивлен своим хорошим пониманием текста. «Это, - вспоминал Франклин, - воодушевило меня возобновить изучение латинского языка, что я сделал на этот раз с большим успехом, так как знание других языков весьма облегчило мою задачу».

Первой государственной должностью, которую занял Франклин, была должность секретаря Законодательного собрания Пенсильвании в 1736 году. В 1737 году он получил еще один пост - почтмейстера Филадельфии. Он также принял активное участие в организации обороны Пенсильвании от вторжения французов, испанцев и союзных с ними индейских племен. Активная военная карьера его продолжалась шесть недель.

Франклин также выступал за освобождение негров, против «рабства в свободном государстве».

Ученый - энциклопедист.

Когда говорят о Франклине как ученом, в первую очередь речь идет о его известных опытах по электричеству: об изобретении громоотвода, особого, очень удобного камина, об исследовании Гольфстрима, о работах в области теплопроводности металлов, о распространении звука в воде, о его работах в судостроении, геологии, ботанике и др.

Меньше известны труды Франклина в области гуманитарных наук. А ведь ему принадлежат и глубокие исследования по политэкономии. Очень интересны также философские труды Франклина. Он по праву считается одним из лучших писателей своего времени, с именем Франклина неразрывно связано и становление американской журналистики.

Франклин оставил ценные исследования и в области истории. Именно он рекомендовал преподавать в младших классах историю Древней Греции и Рима, чтобы заложить основу изучения последующих периодов истории.

Исследования в области электричества

Первые опыты по электричеству были поставлены Франклином в 1746 году. На одной из популярных лекций он в качестве слушателя знакомится с опытами по электричеству и решает сам заняться этими проблемами. Он пишет в Англию своему другу Коллинзу, члену Лондонского Королевского общества, и просит прислать необходимые для проведения экспериментов приборы. О результатах своих исследований Франклин сообщал в письмах Коллинзу, тот зачитывал их на заседаниях Лондонского Королевского общества, и таким образом об открытиях Франклина становилось известно в Европе. За семь «электрических» лет он получил настолько важные результаты, что стал одним из крупнейших ученых мира в области электрических явлений.  

Франклину принадлежит открытие стекания электрического заряда с острия (так называемого электрического ветра), он доказал, что электричество при трении не образуется заново, а только перераспределяется между телами. Франклин наугад выбрал знаки электрических зарядов, не зная об электронах - основных носителях зарядов в металлических проводниках. Чтобы не изменять сложившуюся еще тогда терминологию, за направление тока условно принимают направление движения положительных зарядов - и поэтому оно противоположно направлению движения отрицательно заряженных электронов.

Теория статического электричества помогла Франклину сделать открытие - он первым доказал, что молния и искра, полученная с помощью лейденской банки, - это одно и то же явление, только в сильно отличающихся масштабах. Тем самым Франклин положил начало исследованиям атмосферного электричества.

Очень интересны его знаменитые эксперименты с воздушным змеем. По углам рамки змея, сделанного из шелкового платка, он поместил острия, исходя из своего вывода, что острые предметы сильнее притягивают электричество. Змей был запущен в грозу, молнии притягивались остриями и передавались на бечевку, тянущуюся к земле. К концу бечевки был привязан ключ. При намокании змея и бечевки электропроводность увеличивалась, и на ключе скапливалось много электричества. Бесстрашный ученый писал: «Когда змей и веревка намокнут от дождя и вследствие этого станут проводить электричество, то поток его обильно исходит из ключа при приближении суставов пальцев. … полученным огнем можно зажечь спирт и сделать все опыты, совершаемые обычно с натираемым шаром или трубкой. Этим полностью доказывается тождество электрического вещества с веществом молнии». Это открытие Франклина было высоко оценено М. В. Ломоносовым.

Эксперимент был очень опасен. Кант сказал, что Франклин - новый Прометей, доставший людям огонь с неба.

Определение электрической природы молнии позволило Франклину осуществить одно из главных изобретений своей жизни - громоотвод (сейчас его более правильно называют молниеотводом). Он писал, что громоотвод «…либо предотвращает удар молнии из облака, либо уже при ударе отводит его в землю без ущерба для здания». Первый громоотвод Франклин установил на доме купца Веста в Филадельфии в 1760 году. К 1782 году в этом городе было установлено 400 громоотводов.

Интересно, что когда через много лет знаменитому изобретателю Эдисону задали вопрос: «Ставить ли громоотвод на здание храма?», он ответил: «Непременно. Провидение бывает иной раз очень рассеянным».

В 1780 году во Франции проходил громкий процесс по поводу обвинения громоотвода. Защитником последнего выступал никому еще не известный адвокат Максимилиан Робеспьер, а экспертом на стороне противников выступал Жан-Поль Марат (кстати, его перу принадлежат три популярных книги по электричеству - одни из первых. И тем не менее он выступал на стороне противников громоотвода!).

В дальнейшем выяснилось, что независимо от Франклина громоотвод был применен еще в 1754 году, когда чешский священник Прокопий Дивиш из Прендице (Богемия) установил на своем доме хорошо заземленный десятиметровый железный шест. Крестьяне разрушили громоотвод, считая, что он стал причиной неурожая в том же году. Возможно, священник использовал идеи Франклина о природе электричества, а, возможно, он дошел до них самостоятельно, но факт остается фактом: он построил громоотвод раньше Франклина на 6 лет. Но не смог дать жизнь этому изобретению, и поэтому изобретателем громоотвода во всем мире заслуженно считается Франклин.

В письме к Питеру Коллинзу в 1749 году Франклин изложил свою основную гипотезу о природе электричества. Он нарисовал яркую картину электризации тел: «Электрическая материя состоит из частиц крайне малых, так как они могут пронизывать обычные вещества, такие плотные, как металл, с такой легкостью и свободой, что не испытывают заметного сопротивления». По поводу этой выдержки из его письма советский ученый лауреат Нобелевской премии академик П. Л. Капица писал: «Эта картина до сих пор в основном остается правильной… В наши дни мы называем эти «крайне малые частицы» электронами».

Франклину принадлежит также заслуга открытия положительного и отрицательного полюсов в электричестве; он выдвинул и обосновал гипотезу о материальной природе электричества, изобрел плоский конденсатор, результаты Франклина подводили близко к пониманию одного и основных законов электростатического поля - закона Кулона.

Теорию Франклина развил петербургский академик Эпинус, опубликовавший в 1759 году трактат «Опыт теории электричества и магнетизма».

Международная деятельность.

Как это часто бывает, идеи Франклина получили сначала признание за границей, и только потом на родине. В Париже его лекция о тождестве молнии и электричества, переведенная на французский, была напечатана и сразу привлекла внимание ученых, правда, с разноречивыми отзывами. Статья его была переведена на итальянский, немецкий и латинский языки. В Париже в присутствии короля и членов двора были повторены опыты по притяжению молнии из облаков. Резонанс был огромный. Лондонское Королевское общество наградило Франклина золотой медалью Копли за 1753 год. За свои открытия в области электричества и в других областях науки Франклин был избран почетным членом большинства академий и ученых обществ многих стран. Различные университеты присвоили ему звание почетного доктора наук.

Почему же именно Франклину, только-только начавшему исследования по электричеству, удалось опередить других ученых, уже много лет работавших в этой области? Вот что говорит по этому поводу академик П. Л. Капица:

«…Франклин первый правильно понял существо электрических явлений и поэтому открыл правильный путь для дальнейших исследований в этой области… На таких начальных этапах развития науки точность и пунктуальность, присущая профессиональным ученым, может мешать выдвижению такого рода смелых предположений.

В начальной стадии изучения электричества требовалось, чтобы был сделан такой смелый шаг. И Франклин его сделал».

Франклин интересовался работами русских ученых Г. В. Рихмана, М. В. Ломоносова, Ф. Эпинуса. Он достаточно хорошо знал экономику и историю России, следил за развитием англо-российской торговли.

Франклин был связан также с выдающимися деятелями русской науки и культуры. В Париже он встречался с будущим первым президентом Российской академии наук княгиней Е. Р. Дашковой. По его предложению Дашкова была единогласно избрана в апреле 1783 года членом Американского философского общества. А Франклин, в свою очередь, по представлению Дашковой был принят в число иностранных членов Петербургской академии наук (из письма Дашковой: «приняты … при единодушных аплодисментах и радости». Франклин встречался в Париже также с русским писателем Д. И. Фонвизиным. О Франклине с глубоким уважением отзывался А. С. Пушкин.

Готовясь к первому полету на воздушном шаре, один из братьев Монгольфье добивался, чтобы его пассажиром был Франклин.

Франклин поддерживал тесные связи с известным драматургом Бомарше, с химиком Лавуазье, математиком и философом, одним из редакторов знаменитой «Энциклопедии» д’Аламбером.

Джон Адамс отмечал популярность Франклина в самых широких кругах французского общества: «Не найдется ни одного ремесленника, кучера, прачки, ни одного горожанина или жителя села, кто не знал бы его имени. Его считают другом всего человечества и ожидают, что он возвратит нам «золотой век».

Интересные случаи с Франклином во время игры в шахматы:

Во время игры с престарелой герцогиней Бурбонской Франклину представилась возможность сбить короля, и он этим воспользовался. «Королей не снимают! - воскликнула герцогиня». - «В Америке снимают», - ответил Франклин.

Однажды в середине партии королю Франклина был сделан мат. Франклин снял короля, положил его в карман и невозмутимо продолжил игру. На недоуменный вопрос партнера он ответил: «Сэр, продолжайте игру, и мы скоро увидим, что игру можно выиграть и без короля».

Последние годы жизни

Франклин демонстрировал поразительную для своего возраста работоспособность и организованность, отменное здоровье. Даже в восьмидесятилетнем возрасте он давал своему внуку уроки плавания и переплывал Сену.

Для душевного спокойствия Франклина было очень важно то, что при нем находились два его внука. Однажды, вспомнив сына, умершего в детском возрасте, он сказал, что не может забыть этой утраты и верит в то, что умерший сын был бы лучшим из его детей. Отношение его к детям хорошо отражено в его словах: «К детям надо относиться как к чужестранцам, которые прибыли из неизвестной страны и которых надо вежливо обучать нашим обычаям».

Вернувшись на родину, Франклин отдал остаток своих сил в первую очередь борьбе за уничтожение рабства негров.

В начале 1790 года приступы болезни, мучившие Франклина, прекратились, и появилась надежда, что болезнь отступает. Однако затем наступило неожиданное ухудшение, и 17 февраля 1790 года Франклин скончался.

Только после смерти стали очевидны масштабы уважения и любви к Франклину в Америке и других странах. За гробом великого американца шли двадцать тысяч человек; в гавани Филадельфии суда приспустили флаги в знак траура, и артиллерийская батарея пенсильванской милиции отсалютовала своему создателю и первому полковому командиру. Америка проводила своего великого гражданина в последний путь.



Рассказы об ученых по физике.