Научный закон и научная теория

Гипотеза о закономерности в протекании физических явлений, подтвержденная экспериментом, становится физическим законом.

Мы уже рассказывали об одном из таких законов — законе инерции. Основное содержание механики составляют три закона, сформулированные выдающимся английским ученым Ньютоном (три закона Ньютона), и закон всемирного тяготения (открытый также Ньютоном). Для газовых процессов открыты законы, описывающие, например, зависимость объема или давления газа от его температуры. Взаимодействие покоящихся электрически заряженных частиц подчиняется закону, открытому французским физиком Кулоном.

Вся совокупность законов, описываемых широкий круг явлений, называется научной теорией. Например, законы Ньютона составляют содержание одной из первых физических теорий — классической механики. Содержание классической теории электромагнетизма составляют законы, сформулированные английским физиком Максвеллом (уравнения Максвелла).

Наряду с законами научная теория содержит определения основных физических величин и понятий, с помощью которых формулируются законы этой теории. Очень важно, чтобы все определяемые в данной физической теории величины могли быть измерены, поскольку только сравнением с опытом может быть установлена справедливость физических законов и теорий.

Физика и научный метод познания.